Русская народная игрушка
Русская народная игрушка тесно связана с древнеславянскими культовыми обрядами и верованиями. Например, женская фигура символизировала мать-землю, конь - землю, птица - водную или воздушную стихию. Предполагают, что происхождение различных глиняных и деревянных свистулек берёт своё начало от древнего обряда, когда свист считался надёжным средством отпугивания злых сил.
Судя по археологическим раскопкам, национальная игрушка на протяжении многих лет не претерпевала существенных изменений. Так, фигурки животных и птиц 12-13 веков, найденные в районе Донецкого городища, мало отличаются от игрушек 9-12 веков, обнаруженных близ Новгорода и Киева. Даже среди многочисленных направлений народного прикладного искусства нашего времени (филимоновская, дымская, каргопольская, алёхинская, конслярская игрушка) сохранилась традиция изготовления коней и птиц.
Образы коней и птиц в русской культуре имеют особое значение: им издавна отводилась роль оберегов-покровителей. "Коньки" на крышах изб, подкова, приносящая счастье, различные суеверия (наберётся силы и здоровья тот, кто попьёт после коня холодной колодезной воды; амулетиз конской шерсти отгонит нечистую силу и т. д.) сохранились и до наших дней. Конь в славянском фольклоре - символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь всюду побеждает зло и, непременноприсутствуя рядом с человеком, оберегает его от тёмных сил.
Не менее популярен образ чудо-птицы (Сирин, Жар-птица) с орлиными ногами, русалочьими хвостами и ликами людей. Их вырезали из дерева, изображали на прикладных изделиях, описывали в былинах и сказках. Хотя и не все птицы на Руси слыли добрыми покровителями людей, однако большинство пернатых почиталось у славян-земледельцев. С ними связано много народных праздников, например: Герасим-грачевник (4 марта); день Бориса и Глеба (2 мая - прилёт в среднерусскую деревню соловьёв); Фёдор-студёный (11 ноября - "заинькин день", "птичий день" - в эту пору предзимья повсюду устраивали кормушки).
Однако вернёмся к русским народным игрушкам. В каждой российской местности, в каждом промысе складывались свои приёмы резьбы и лепки, росписи и оформления игрушек. Два больших села в Нижегородской области стали родиной забавных тарарушек.
Так стали называть яркие и пёстрые деревянные игрушки, которые продавали на базаре. Само название ассоциируется с шумом, прибаутками, бойкой торговлей на базаре. Как правило, хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими анилиновыми красками. Тарарушки - это пистолеты-хлопушки, и уточки-свистульки, и копилки, и грибки для штопки.
Можно сказать, что русская народная игрушка - это одно из направлений художественного прикладного творчества. Особое место в нём, безусловно принадлежит матрёшке. Для многих иностранцев образ матрёшки является едва ли не символом России. Мало кто из посещающих нашу страну уезжает домой без этого сувенира.