Самовары, самовары...
В начале 1987 года съезжались отовсюду в Москву необычные гости - самовары. На выставку "Русское чаепитие". Их разыскали в музейных и частных коллекциях сотрудники Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Самовары бережно осматривали, определяя стиль и время изготовления. И когда собрались они вместе и разместились в нескольких залах, стало ясно: заговорила целая эпоха, "запела" песню о былом...
Как разнородны! Как богаты!
Увы, они лишь экспонаты.
Ведь современники мои
Отучены гонять чаи
Из самоваров. Скромный чайник
Их собеседник и печальник.
А гостю высокоценимый
Подносят кофе растворимый.
Д. Самоилов
"Юлий Кломпус"
Московское чаепитие! Олицетворение гостеприимства, семейного уюта. В праздники и будни, после бани и " с устатку", в радости и печали.
"В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьёт чай. Не нужно объяснять, о каком народе говорим мы: это народ, выпивающий день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьёт его дома и столько же раз в трактирах. И если бы вы посмотрели на этот народ, вы не удивились бы, что чай не расстраивает ему нерв, не мешает спать, не портит зубов..." В.Г. Белинский "Петербург и Москва".
Понятно, что критик слегка иронизирует над московской традицией чаепития. В России самоварный феномен возник далеко не сразу: пили мёд, любили квас, сбитень и готовили эти напитки мастерски. Правда,экзотический пришелец - чай - был известен, но, например, при дворе царя Алексея Михайловича и в знатных домах его использовали как лекарство.
Первые самовары 18в были похожи на сбитенники, а те, в свою очередь, на чайники с ручкой и с трубкой внутри. В неё засыпали шишки, поджигали, и вода закипала. Специалисты добавляют, что самовары напоминают китайские "Хо-го" (в них подавали на стол кипящий суп), а также на европейские "фонтаны", предназначенные для охлаждения или подогрева вин. Но сходство это ограничивается лишь деталями. На самом деле русский самовар - совершенно оригинальное изобретение. У этой конструкции, иногда насчитывающей до 900 технологических операций и называемой современниками "чайной машиной", были труба, поддувало, решётка, ножки... Толстенькие, низенькие, круглые или ящичком, на тоненьких ножках, они сверкали железными, бронзовыми, латунными боками. Цены на это бытовое "чудо" были весьма высокими. Читаем такие строки:
Самовары, самовары
Самовары медны,
Из-за вас-то, самовары,
Люди стали бедны.
Новый обычай был не всем по карману. Подтверждает это Н. В. Гоголь в "Мёртвых душах": " Я, признаться сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой да и цена на сахар поднялась немилосердно". Зато в аристократических домах богато украшенный самовар становится предметом роскоши.
"Княжна сама разливала чай: мы все уселись около круглого стола, на котором блестел великолепный серебряный самовар". И.И. Панаев "Белая горячка".
Этот символ русского быта долго служил и признаком социального неравенства, показывывал меру достатка в семье. В деревнях самовары передавались из поколения в поколение. Но с развитием промышленности их становится всё больше. Первая в России фабрика была открыта в 1766г в Москве А. Шмаковым. К началу 19в уже было 8 таких фирм. Каждый мог заказать самовар и по своему эскизу и по каталогу. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. К середине 19в в городе насчитывались десятки мастерских, у у каждой из которых был свой "секрет фирмы". Продавали "чайные машины" по сортам, по весу. Причём смышлёные ремесленники, чтобы сбыть товар подороже, впаивали в него свинцовые шарики.
А сколько любви и выдумки вкладывал русский мастеровой в своё изделие! Потому что знал: станет его самовар не красивой игрушкой, а душой любого общества, внесёт мир и лад в дом. Такое уж у него свойство. Во время чаепития громко говорить было не принято, спорить не полагалось совсем. Появилась традиция приглашать на чай. Прижилась она в семьях скромных, интеллигентных.
"Все засядут, бывало за круглый стол, на котором дымится исполинский самовар, закурят трубки и папиросы, и пойдут толки об искусствах и литературе". И.И. Панаев "Великосветский хлыщ".
Выпускали самовары на все случаи жизни - от пятиведёрных трактирных до небольших, на один-полтора стакана, метко прозванными в народе самоварами-эгоистами или "отрадой холостяка". Путешественники брали в дорогу специальный погребец. В нём была корзина для чаепития, состоявшая из двух чашек и блюдец, сахарницы, чайницы, двух ложек, спичек и ... самоварчика на спиртовке.
"Савелич внёс за мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен". А.С. Пушкин "Капитанская дочка".
Форму самовару придавали самую разную. Тут фантазия умельцев не знала границ: самовары-шарики, рюмки, вазы, груши, бочонки, причудливые петухи, тюльпаны и даже ... паровозы. Этот предмет быта испытал на себе все стили: барокко, классицизм, ампир... Его богато украшали серебром, фасонными ручками из кости, сливным краном в виде ключа, рамками, ветками, обвешивали амурами.
Чай приобрёл статус национального напитка, породив обычаи и традиции. Появилась специальная посуда, а чайный стол ломился от сладких пирогов и ватрушек, варенья, печенья и баранок. Чаепитие прижилось во всех слоях общества - от царского двора до крестьянской избы.
"В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров; Замоскворечье просыпается и потягивается. Если это летом, то в домах открываются все окна, для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины. А.Н. Островский "Замоскворечье в праздник".
В наше время самовары всё больше электрические, а художники-дизайнеры видят их как объекты декоративно-прикладного искусства. Увлечённо обыгрывают нетрадиционные "самоварные" материалы: дерево, керамику, фарфор. И превращается многовековой символ русского быта в сувенир. А ведь самоварный чай так вкусен! Наверно...
А. Луговская.