Художественная резьба и роспись по дереву
Дерево всегда было одним из доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества. Дерево - материал недолговечный, поэтому самые ранние образцы русской резьбы не сохранились. Однако живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к IX-XIV столетиям.
Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки). Техник резьбы по дереву было много: с их использованием выполнялась резьба объёмная, рельефная, плоско-рельефная, выемчатая с подборкой фона. Основным материалом для резьбы служили липа, осина, берёза, ольха, самшит, дуб, а также и наросты (наплывы) со стволов и корней деревьев, кора берёзы (береста).
Почти в каждом хозяйстве было много изделий из бересты. Аккуратно выполненные, иногда расписные, они широко использовались в быту. Особенно много было корзиночек и туесов самых разных размеров. Туеса изготавливались просто: два слоя бересты сшивались, образуя цилиндр, а потом вставлялось дно. Вода или квас, взятые в берестяном туесе на покос, даже знойным летом целый день хранили утреннюю прохладу, молоко долго не скисало, а ягоды и грибы не мялись и оставались сухими.
Более двухсот лет назад зародилось в вологодской земле, в деревне Курово-Наволок и селе Барматино, искусство берестяной резьбы. Техника, на первый взгляд, несложная. Бересту снимают весной, когда дерево в полном соку, удалив тонкую верхнюю часть (плёнку) с наростами, ошкуривают и шлифуют. Затем шилом с приплюснутым концом намечается будущий узор, а потом острым концом вырезается всё лишнее. Изготовленным берестяным кружевом затем оклеивается будущее изделие: шкатулка, портсигар и пр. Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. Иногда для усиления цветового фона под ажурный берестяной рисунок подкладывался лист фольги или окрашенной бумаги.
Широко использовалась на Руси и роспись по дереву. Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий и праздников: братины и ковши, скобкари и ендовы. В старинных книгах и рукописях можно найти сведения о способах письма по дереву, материалах и инструментах, рецептур красок. Так, мастер XVII века советует: "Если придётся много писать по дереву, то различные краски надо смешать с яйцом. Этими красками можно расписывать: блюда, тарелки, ложки и стаканы, посошки, солонки, ящики, ларчики, зеркальные рамы и доски стола, подносы, чашки, кровати или что-либо другое. Затем их нужно проолифить, и будет хорошо и светло".
Издавна существовал у русского народа обычай живописного украшения крестьянского жилища. В одних районах орнамент украшал строения снаружи, в других - предпочитали расписывать помещения изнутри. Домовые росписи выполняли мастера, которые шли с артелями плотников из деревни в деревню и подряжались раскрашивать дома и различную деревянную утварь - прялки, дуги, кадушки. Резьбу на наличниках и воротах раскрашивали разными цветами - красным, синим, зелёным, оранжевым, сине-голубым, жёлтым. Внутри избы роспись выделяла важнейшие части интерьера - дверь, ставни, очаг, красный угол (в нём делались особые, наиболее интересные и яркие росписи- цветы, птицы, придававшие особую праздничность, атмосферу тепла и уюта). Для горниц подбирались более свободные комбинации (венки, гирлянды, букеты), использовались, в основном, растительные мотивы.