деревенька, русская деревня

Хохломская роспись

Одно из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву - хохломская роспись. Сказать, когда возникла хохломская роспись, трудно: похожие изделия были обнаружены в нижегородских раскопках, и относятся они к XVI-XVIII векам. Некоторые исследователи считают, что окончательное становление промысла произошло в XVIII веке.

На карте государства Российского 1613 года к северо-востоку от Нижнего Новгорода изображена башенка, а под ней подпись: Хохлома. Известно, что в 1618 году царь Михаил Романов подарил Хохлому дъяку Ивану Грамотину, а тот, в свою очередь, через пятнадцать лет подарил её Троице-Сергиевскому монастырю. Такому подарку монахи были рады: ведь мастера - создатели деревянной посуды, о которой упоминается ещё в летописях 1439 года, становились собственностью монастыря.

Посуда из дерева на Руси - не диковинка: из века в век, в городе и деревне ели и пили из деревянных чашек, использовали деревянные ложки. Однако хохломичи умели не только резать, но и отлично расписывать свои изделия - чаши, братины, ковши, солонки и многое другое. В работу шли мягкие породы деревьев (липа, берёза, ольха). Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка (оловянного, а сейчас - алюминиевого), которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие  вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Хохломская техника нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием золотой и серебряной посуде Древней Руси, но изготовлена из широкодоступного природного материала.

Роспись хохломских изделий также полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в далёкое прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался "рыжик", "ярило", "красное" и, скорее всего, сохранился ещё с языческих времён. Потом вместо круга стали рисовать квадрат ("пряник"), который позже превратился в ромб ("косовик"). Уже позднее хохломская роспись приобрела характерный узор. Основной рисунок - колосья, ягоды, листья, цветы и главное, трава. "Травка" - чёрно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название "кудрины" (от слова "кудри" - вьющиеся волосы). Нетрудно заметить его сходство с рисунками из старинных русских летописей, каменной тонкой резьбой, украшающей русские церкви.

Несмотря на строгую чёрно-красную гамму, хохломские художники достигали большой выразительности, изображая на своих изделиях цветы, растения, причудливых птиц. Очень красивые и нарядные, хранящие тепло дерева и человеческих рук, изделия хохломских мастеров любят и ценят не только жители России, но и других стран. Недаром даже простая хохломская ложка считается одним из лучших сувениров.

назад

 
Яндекс цитирования