деревенька, русская деревня

Русский колокольчик

Чуть ли не с языческих времён при свободном выпасе скота и лошадей, особенно в лесистой местности, на шеи животным вешали колокольчики - болтала. По их резкому, глуховатому, далеко слышному звуку можно было отыскать бурёнку или лошадь, пасущуюся по лесным полянам. Кроме того, издревле считалось, что звук болтала отпугивает хищного зверя. В известной степени болтала можно считать прародителями поддужных колокольчиков. Поддужными их называли потому, что висели они под дугами запряжённых лошадей.

Дар Валдая

"Дар Валдая"  - такая надпись отлита на многих поддужных колокольчиках, даже тех, которые отлиты и в других местах. Слова  "Дар Валдая" появились после опубликования стихотворения поэта-декабриста Фёдора Глинки "Сон русского на чужбине". Потом стихотворение, несколько изменённое, было положено композитором А. Н. Верстовским на музыку:

Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой.
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.

Первые поддужные колокольчики появились в 18-м веке. Зачастую на дугу подвешивали не один, а несколько колокольчиков. Если их было два, то более крупный, низкий по звучанию, назывался в народе мужик; меньший по размеру и тоном повыше называли бабой. Если же подвешивали сразу три, то самый крупный выполнял роль баса, а два других - роль подголосков.

Колокольчики были самых разных размеров и форм. Некоторые виды колокольчиков назывались бубенцами. Они, в свою очередь, носили разные имена: воркуны, глухари и т.д. Глухари вешались на шею последней идущей в обозе лошади, и если та начинала отставать, то глухарь звенел всё тише и тише. Тогда обоз останавливался и поджидал отстающих.

На колокольчиках отливали различные надписи : "Сдалеча весточку собою подавай"; "Езжай - поспешай, звони - утешай"; "Звенит - потешает, ездить поспешает"; "Купи - не скупись, езди - веселись"; "Звону много - веселей дорога"; "Купи, денег не жалей - со мной ездить веселей"; "Спеши на родину". Однако чаще всего на  колокольчиках была надпись " Дар Валдая ".

По древнему обычаю, к свадьбе жених дарил невесте колокольчик. В этом случае на нём делали такую надпись: "Кого люблю, тому дарю". После свадьбы колокольчик помещался в доме на видном месте. Считалось, что его чистый звук отпугивает все семейные невзгоды. Старые и опытные люди говорили, что по нежности и тонкости такого колокольчика могут определить, крепко ли любит жених невесту. Особый звук свадебного колокольчика объясняли тем, что по поверью, мастер отливал его под пение девушек, и их голоса, проникая в металл и потом вырвашись на свободу, звучали в голосе колокольчика. О важности такого подарка говорит и то, что если колокольчик по какой-то причине не был отлит к свадьбе, то она могла и расстроиться.

С историей литья некоторых колоколов связано много легенд и преданий. Вот, например, что пишет летописец во второй Софийской летописи в 1478 году: "8 февраля на соборе Князь Великий (царь Иван III) велел колокол вечевой спустити и вече разорити, а 5 марта на Москву пришёл Князь Великий из Новгорода, и колокол вечевой привезите в Москву и привезите быть, и вознести его на колокольницу".

По легенде всё было иначе. Когда вечевой колокол, символ свободолюбивого Новгорода, сняли и привезли в Москву, сани на крутом повороте опрокинулись, и колокол разбился. Поэт К. Случевский так описывает эти события:

И новгородцы, не переча,
Глядели бледною толпой,
Как медный колокол с их веча
По воле царской снят долой!
Разбили колокол, разбили.
Сгребли валдайцы медный сор
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор!

Красивая легенда, но прав летописец. Привезли колокол в Москву, повесили на колокольне, и зазвонил он со всеми московскими колоколами. Однако то, что первые колокольчики появились на Валдае, - правда:

Из рода в род, передавая,
Хранит народная молва
О колокольчиках Валдая
Сказаний ясные слова.
Их звон, как будто издалече
Через веков седую даль,
Доносит гул грозовый веча
И песен нежную печаль.

назад

 
Яндекс цитирования