Масленица. Праздники на Руси
Ещё один любимый праздник на Руси - Масленица. В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Вот как раз эта неделя и была названа Масленицей. Праздник был весёлым, удалым - одним из самых любимых в народе, о чём говорят и поговорки:
- Не житьё, а Масленица.
- Как коту Масленица.
В старину Масленица начиналась с понедельника. Открывала праздник детвора: "Душа ль ты моя, Масленица, перепёлочные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!". После этого ребята кричали: "Приехала Масленица! Приехала!" И начиналось веселье.
Каждый день Масленицы носит своё название: понедельник - "встреча"; вторник - "заигрыш"; среда - "перелом", "лакомка"; четверг - "широкий"; пятница - "тёщины блины"; воскресенье - "прощёный день".
Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Это обычай берёт своё начало с языческих времён: с блинами славяне отмечали приход весны. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом красного солнца. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, ручью) и просили месяц:
Месяц, месяц, золотые твои рожки,
Выглянь в окошко, подуй на опару.
Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души родственников съедят их: "Честные родители наши, вот для вашей души блинок".
Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. "Блин не клин, живота не расколет", - говорили в народе.
Во вторник, на "заигрыш", приглашались девицы и парни - покататься на горках, поесть блинов: "У нас состроены горы и блины испечены - просим пожаловать!" Если почему-то не могли пойти на блины к родным, то вежливо говорили: "У нас состроены у самих горы и приглашены гости". На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого поста наступал другой праздник - Красная горка, традиционное время свадеб.
В среду тёща приглашала на блины зятя. В некоторых местностях в этот день кто-либо наряжался медведем и представлял, "как тёща для зятя блины пекла, как у тёщи головушка болит, как зять-то удал, тёще спасибо сказал".
С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался "широким". Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, качались на каруселях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутрь помещалась "стража". Потом конные и пешие "атаковали" крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась мётлами и нагайками. После окончания "боя" победители и побеждёные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло собой зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы.
В пятницу, на "тёщины вечера", наступала очередь зятьёв угощать своих тёщ и оказывать им всевозможные почести.
В субботу, на "золовкины посиделки", молодая невестка приглашала в гости своих родных.
Проводы Масленицы сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими - подготовиться к Великому посту.