История одежды в Древней Руси
Каждый знает, что портной - это человек, который шьёт одежду. А вот почему его так называют? А потому, что в Древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Один из первых московских князей Иван Калита так написал в завещании сыну: "А из порт моих сыну моему Семёну: кожух червлёный жемчужный, шапка золотая..." Это была та самая шапка, о которой спустя много лет говорили: "Тяжела ты, шапка Мономаха." (Мономах по-гречески - единоборец. В Древней Руси это прозвище закрепилось за великим киевским князем Владимиром (начало XII века), от которого вели своё происхождение московские цари. Шапка Мономаха - венец, которым они венчались на царство, символ царской власти).
Портные, в зависимости от того, что они шили, назывались шубниками, кафтанниками, рукавичниками и даже карманниками:
- Всяк портной на свой раскрой.
Так портяжничество превратилось в профессию. К мастерам-портным стали отдавать в ученье мальчиков. Для этого их даже привозили в Москву из других городов. И многие столетия портными были только мужчины. Впрочем, одежду шили, особенно в деревнях, как правило, дома. В бедных семьях - сама хозяйка, а в более богатых - служанки.
До нашего времени подлинной повседневной одежды простого люда почти не сохранилось: её донашивали, перешивали и латали до полной ветхости:
- Не поносишь старого - не носить и нового.
В "Домострое", памятнике русской литературы XVI века, в своде основных правил поведения и нравоучений того времени, об одежде говорится так: "...смотреть и смекать, где остатки и обрезки живут, и те остатки и обрезки ко всему пригождаются". (Попутно заметим, что в "Домострое" давались и такие, например, советы: когда и по каким поводам муж должен бить свою жену. Вот потому-то название книги и стало со временем именем нарицательным, символизирующим верховенство в семье мужчины).
"Домострой" предписывал каждому иметь три перемены платья: ветшаное, то есть старое (отсюда и пошло слово ветошь - ветхие вещи), платье для работы - чистое вседневное платье и лучшее платье, которое надевалось в "праздник и при добрых людях или государем где быти". Сейчас такое платье назвали бы выходным, нарядным или праздничным.
У мужчин и женщин - горожан и крестьян - независимо от достатка, основной частью одежды была рубаха, или сорочка. Но если для богатых она служила нижним бельём, то для бедных могла быть единственной одеждой. Словами "нет и рубахи на теле" определяли предел нищеты. В наше время про человека, который в делах потерпел неудачу, тоже иногда говорят, что он "без рубахи остался".
Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Это была не просто деталь туалета, а "опознавательный знак", символ благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. У Ивана Калиты, например, было десять таких поясов, у Дмитрия Донского - восемь. В музее Московского Кремля хранится вытканный золотом и серебром кушак царя Михаила Фёдоровича из числа двенадцати, подаренных ему в 1621 году персидским шахом Аббасом.
Однако пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы (карманы появились только в 16 веке и поначалу не пришивались, а пристёгивались к одежде).
В холодную пору все без исключения надевали рукавицы или рукавицы перщатые (перчатки). Названия эти происходят от слов рука и перст (палец). Люди побогаче и рукавицы имели богатые - на дорогом меху, с расшитыми крагами (раструбами). Люди победнее носили кожаные рукавицы, подбитые чаще бараньим мехом, или вязаные варежки из толстой шерсти. Городские модницы носили рукава - покрытые сверху материей меховые муфты.