Вятская игрушка ("дымка")
В XII веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины II, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник в честь бога солнца Ярилы, чтить богиню дома Роженицу.
Впервые вятская ярко раскрашенная фигурка - игрушка свистунья - упоминается в описании праздника Свистопляски в 1811 году. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи продавались здесь же, на улице.
Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, дочери богатых горожан, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай тоже отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщина в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, жёлтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече - ярко-зелёное коромысло с оранжевыми вёдрами.
Во множестве лепились и фигурки животных: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, жёлтыми, чёрными, зелёными полосками и кругами. Это тоже дань древней традиции. Бог солнца изображался славянами в виде двух- или трёхглавого коня. На груди коня был круг с лучами - символ солнца. Богиню дома Роженицу делали похожей на сильную и здоровую женщину. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь. Так, около Роженицы появились домашние животные или младенцы. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в "барыню".
Если судить по губерноской переписи 1856 года, то к этому времени в Вятке насчитывалось более пятисот семей игрушечников. Все они жили за рекой, в слободе Дымково. Отсюда и пошло название - "дымковская игрушка". В 1871 году в "Вятских губернских ведомостях" был впервые описан дымковский промысел.
Технология изготовления вятских игрушек была следующей:
В тёплое время на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, ближе к зиме, всей семьёй принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец в зелёном колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на жёлтой свинье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.
Работали, как тогда говорили, "заводами": одна мастерица делает юбку, другая - голову, третья лепит вёдра, а потом всё собирают в одну фигурку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от двух до четырнадцати дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь - потом не пристанет грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведённым на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом дымковские игрушки хорошо продавались на рынках и ярмарках.
В 1917 году вышла в свет книга "Вятская глиняная игрушка", содержащая более пятидесяти рисунков различных фигурок. А с 1984 года* существует специальная мастерская по изготовлению дымковской игрушки. И в наши дни это промысел занимает достойное место в ряду других. Жаль только, что дымковская игрушка превратилась в очень дорогой сувенир.
* - (по данным на период 1997 год)