деревенька, русская деревня

Внутреннее убранство русской избы

Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными (без трубы). Наверно, представляется чёрная от сажи и копоти изба, в которой, если топится печь, дышать нечем:

  • Любить тепло - дым терпеть.

На самом деле всё было иначе. Потолок в этой избе придумали делать в виде трапеции. По всем стенам избы размещались полки - воронцы. Они-то и не давали дыму спуститься вниз. Всё, что выше воронцов, темно от копоти, а под ними - чисто. Дым вытягивался (выволакивался) в специальное отверстие - волоковое окошечко (с задвижкой) и уходил в дымник.

Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.

Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.

Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные  светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.

Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве, а внутренняя площадь избы была строго поделена на зоны. Например, правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место было огорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчины сюда не входили.

Комната в избе

Другой, левый от печки угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей. Русский  народ славился своим гостеприимством.

  • Что есть в печи - всё на стол мечи.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Умей в гости звать, умей и угощать.

Сажая гостя в красный угол, говорили: "Встречай не с лестью, а с честью".

У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки - подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из широких цельных плах - брёвен, разрубленных пополам, с тщательно отёсанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери  к противоположной стене. Так половинки лучше лежали, и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образам образовывался подпол. В нём хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой.

Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины.  Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки со спинками), стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным , но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой. Например, ручка солонки ( заметим, что соль в деревянной солонке всегда оставалась  сухой) часто выглядела как голова коня; на полотенцах чаще всего вышивались петушки; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

назад

 
Яндекс цитирования