деревенька, русская деревня

Чем и как питались наши предки. Что ели богатые люди и простые крестьяне

Если судить по количеству пословиц и поговорок, сказок и песен, питьё и еда в жизни наших предков занимали далеко не  последнее место. В далёкой древности стол горожан и крестьян был одинаков: все питались одними и теми же продуктами - дарами природы. Позже наметились серьёзные различия, так как в городах появились заморские яства, привозимые купцами.

Однако повсеместно одинаковым почётом и уважением пользовался хлеб. Без него не обходилась ни одна трапеза:

  • Худой обед, коли хлеба нет.
  • Хлеба ни куска - стол доска.
  • Будет хлеб, будет и обед.
  • Если хлеба каравай, так и под елью рай.

На Руси с древнейших времён хлеб пекли из кислого - заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился и кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, чёрный  хлеб:

  • Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
  • Матушка-рожь кормит всех подряд, а пшеничка - по выбору.

Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Самым лучшим считался кирпичатый - хлеб, выпеченный из хорошо просеянной пшеничной муки. Помол муки, тщательность её просеивания определяли и вкус хлеба. Хлеб, выпеченный из муки, просеянной через решето, назывался решётным, а через сито - ситным. Если хлеб пекли из плохо просеянного зерна, с семенными плёнками и остатками колосьев, его называли мякинным.

Таким образом, качество хлеба и, соответственно, его стоимость, были различными. Круглый хлеб - коврига - подешевле, а сдобный пшеничный хлеб - каравай - подороже. Недаром тому, кто хотел его поесть на дармовщину, говорили: "На чужой каравай рот не разевай" - и добавляли: "А пораньше вставай да свой затирай". Хлеб любили есть мягким:

  • Хлеб ешь мягким, а корки береги впрок.

А сухой резали подсушивали.

Кроме хлеба традиционно пекли самые разные пироги со всевозможной начинкой: капустой, картофелем, садовыми и дикими ягодами, фруктами, мясом, птицей и рыбой. Пекли блины, оладьи, ватрушки, печенье, пряники. Печатные пряники считались особым гостинцем, и их дарили друг другу во время торжественных обрядов.

Если хлеб являлся ежедневной едой, то с остальными продуктами всё обстояло значительно сложнее. Дело в том, что, согласноцерковным предписаниям, продукты делились на пост и мясоед. Строго соблюдались длительные посты: Великий (семь недель перед Пасхой); Петровский (через восемь недель после Пасхи и до 29 июня); Успенский (с 1 по 15 августа); Рождественский (с 15 ноября по 24 декабря). Кроме этого, постными днями были среда (считалось, что Христос был осуждён в среду) и пятница (день казни Христа). Всего, таким образом, в году было двести постных дней. В мясоед отмечались все основные праздники: Пасха, Покров, Рождество и др. О русских праздниках мы поговорим отдельно, а пока остановимся на мясоеде - праздничной русской еде.

Особым днём на Руси было воскресенье (день воскресения Христа). Чтились особые дни - храмовые праздники, соответствующие дням рождениям разных святых. Если сюда включить общенародный праздник - царские именины (а они отмечались с 16 века на протяжении трёхсот лет), и ещё семейные праздники - крестины, свадьбы (их в пост негоже было справлять), дни рождения, именины, то получается, что все остальные дни, за исключением постов, были мясоедами - праздничными днями. Соответственно, вся еда и напитки наших предков строго делились как бы на две части: что едят и пьют на праздники и что - в постные дни.



 
Яндекс цитирования