деревенька, русская деревня

Художественная обработка металла

Ещё за семьсот лет до нашей эры скифы применяли при изготовлении ювелирных изделий эмаль (финифть)*. Ею украшали гладкие обручи из золота и серебра, так называемые гривны, полые серьги-колты, диадемы, браслеты, кольца.

В Киевской Руси искусство художественной обработки металлов достигло высокого уровня. Дошедшие до наших дней изделия отличаются изяществом отделки, тонким орнаментом. При их изготовлении использована техника перегородочной эмали и скань (филигрань) из тонкой серебряной или золотой проволоки.

Монголо-татарское нашествие надолго прервало развитие этого национального прикладного творчества, и только в 16-17-х веках, с образованием Московского государства, художественная обработка металла начала возрождаться во всём своём многообразии.

Финифть. Из тонкого листа (1,5мм) драгоценного металла или меди штампуются слегка выпуклые пластинки. Они покрываются одноцветной эмалью и обжигаются. На подготовленную таким образом поверхность наносится контур изображения. Затем надглазурными эмалевыми красками рисуется миниатюра. Сами эмалевые краски, разведённые на скипидаре или лавандовом масле, очень тусклые, но после обжига они становятся яркими - "оживают".

Скань. Это вид ювелирной техники, ажурный или напаянный на металлический фон узор из золотой или серебряной очень тонкой проволочки, гладкой или свитой в верёвочки. Так украшаются поверхности разных изделий, от небольших ювелирных до крупных - сосудов, икон, окладов церковных книг. С помощью этой техники создавались всевозможные рельефные и ажурные геометрические и растительные узоры. Если тонкие металлические нити переплетались между собой верёвочкой, то эта техника называлась зернью. На Руси разные виды скани возникли в конце 14-го века. Позднее скань начинают сочетать с драгоценными камнями.

Финифть - художественная эмаль. Эмаль - прочное стеклообразное покрытие, нанесённое на металлический предмет и закреплённое обжигом.

назад

 
Яндекс цитирования